Меря, меряне — древнее летописное племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частях Московской и западной части Костромской областей России.
Родовым центром считалась поселения вдоль реки Мера (Семеновское и Александровская Слобода), на реке Суздаль и на Галическом озере (Турово) в Костромской области. В истоках реки Меры стоял Галич Мерьский.
Одни исследователи считают мерю финно-угорским племенем, другие используют этноним «меря» для общего названия смешанного славянско-финского населения, проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия нашей эры.
Меря впервые была упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием «merens». Согласно «Повести временных лет», в 859 году мерян обложили данью варяги. В 882 году меря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск, Любеч, Киев. В летописях упоминают мери в 907 году, когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград.
Меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века Протасием, игуменом Чухломского монастыря, о событиях второй половины XIV века. Когда в XIV веке Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря».
Сегодня меря целиком растворилась в славянах, их язык также растворился в русском языке, обогатив его своими наречиями.
Учёные-лингвисты предполагают, что меря говорили на собственном мерянском языке, который был близок к языкам соседних поволжских финно-угорских племён — марийскому, эрзянскому, мокшанскому, а также прибалтийско-финским языкам. Научных данных о существовании собственной мерянской письменности нет. Язык мери вымер. С XIX века основным источником для его исследования была местная субстратная топонимия, распространённая на территории исторических мерянских земель.
Мерянский язык оставил нам в наследство топонимы с окончанием «-гда», «-га» и корнем «-нер-«, например, Шогда, Судогда, Вологда, река Ветлуга, озеро Неро, Нерехта восходят к лингвистической традиции этого этноса.
Произнося название города Талдом, современники говорят по-мерянски «дубовый дом». Река Дубна не имеет никакого отношения к дубу, поскольку её название связано с мерянским словом, означающим «болото».
К наследию мерян некоторые лингвисты относят русские взаимоусиливающие слова, жить-поживать, жив-здоров, и знаменитое сказочное жили-были.
Меря оставались язычниками, у них был распространен культ священных камней. Один из них — Синий камень — сохранился на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским и до сих пор остается местом почитания паломников.
Умерших людей меря сжигали на больших ритуальных кострах по берегам рек и озер. Племенным центром меря ученые считают Сарское городище, с VII века существовавшее на южном берегу озера Неро в Ярославской области.
Что потом стало с Сарским городищем, имело ли оно отношение к неподалеку возникшему в IX веке Ростову Великому — на сей счет историки спорят до сих пор.
Судя по всему, в основном славянское освоение этой территории проходило мирно. Археологические данные показывают, что в течение долгого времени славяне и финны жили вместе или рядом. Например, в Тимеревском городище под Ярославлем (сам город был основан ростовским князем Ярославом Мудрым на месте небольшого финского поселения) ученые нашли как славянские так и мерянские захоронения.
Видимо, из-за весьма слабой заселенности Залесья финскими племенами к началу колонизации славянами те впоследствии полностью растворились в славянах.
Такая стремительная ассимиляция не должна удивлять: помимо того, что славян было гораздо больше, они находились на более высоком уровне общественно-политического развития, чем меря. У меря не были в обычаях вечевые сходки, столь характерные для жителей Киева, Чернигова, Ростова и Суздаля.
На заре русской истории влияние меря на дальнейшее развитие нашей страны было весьма ощутимым. История этого небольшого финского народа по сути стала предысторией Северо-Восточной Руси: «Сложившаяся в эпоху мери география расселения, внешние и внутренние связи отдельных районов во многом определили особенности формирования первоначальной территории и центров Ростовского княжества». Впоследствии Ростовское княжество преобразовалось в Ростово-Суздальскую землю (Суздальско-Владимирскую Русь), ставшую предтечей Великого княжества Московского и Российского государства.
Что касается невежественных отрицателей славянского происхождения русского народа, то им следовало бы помнить следующее. Этническая идентичность прежде всего определяется национальной культурой и языком, с которыми люди себя соотносят.