В детстве моя бабушка, которая жила в Кинешме, рассказала мне, что такое настоящая шапка Мономаха и о том, что наши предки из рода Турунтай передавали из поколения в поколение несколько древних артефактов, среди которых был и древний шлем.
А на днях, публикуя пост в фейсбук о Галиче и его гербе, я обратил внимание на отсутствие Шлема на нем, но в Малахитовой палате Кремля на настенная скульптурная композиция с гербом Галича и шлем на ней присутствует!

Герб Галича (Мерского)

В Малахитовой палате Кремля

Элементы декора Павловского дворца (пригород Санкт-Петербурга)


Герб Галича всегда рисуется на красном, «червленом» фоне. А «червленый» цвет, как говорит геральдика, — символ храбрости, мужества, неустрашимости. Галичский герб представляет собою изображение воинской арматуры. В центре – старинное защитное вооружение – панцирь. По сторонам его – десять боевых знамен (по пять с каждой стороны) и древнее оружье рукопашного боя – секира. В нижней части герба – боевые барабаны и барабанные палки. Воинская арматура, как и «червленый» цвет фона, на котором она изображена, символизируют военную славу Галича «
Похоже, что эта символика обозначает гораздо большее и особенно шлем.

Я решил поискать информацию о нем …..и нашел.
Этот шлем ранее так и назывался — булатная Шапка Мономаха (Шапка Ерихонская, то есть ГЛАВНАЯ) и был утерян во времена Смуты.

Романовы решили восстановить его подобие.
Когда в 1613 году на престол взошел Михаил Романов, были приглашены многие искусные кузнецы из разных городов, в том числе и муромский мастер Никита Давыдов. Именно этому кузнецу было поручено изготовить царский шлем, по роскоши не уступающий легендарной Шапке Мономаха. Сложно сказать, что руководило Никитой Давыдовым, когда для исполнения царского заказа он решил делать не новый шлем, а доработать уже имеющийся у государя шлем восточной работы из булатной стали. но угадать в Ерихонской шапке прежний шлем государя можно было лишь по выгравированной еще восточными мастерами надписи из Корана: Обрадуй правоверных обещаниями помощи от Бога и скорой победы.
В итоге получилась самая настоящая корона-шлем. Всего на Ерихонской шапке 95 алмазов, 230 рубинов и 10 изумрудов. Первоначально, ее, как и шапку Мономаха, украшал золотой крест на макушке, однако до сегодняшнего дня он не сохранился. Михаил Федорович остался очень доволен работой и щедро одарил мастера подарками.
В середине ХIХ века появилась легенда, будто шапка Ерихонская появилась не в XVII веке, а гораздо раньше, и ее настоящим владельцем являлся Александр Невский. Легенда получила столь широкое распространение, что в 1856 году на Большом гербе Российской Империи появилась та самая Ерихонская шапка кузнеца Давыдова. но уже в качестве шлема Александра Невского.

Венчание на царство и шапка Мономаха
Именно этот шлем использовался во время ритуала венчание на царство.
Шапка Мономаха много веков представляет собой одну из первых регалий великих русских князей и монархов и символ самодержавия Руси. Этой короной венчались монархи с 1498 года, но в качестве повседневного убора она не использовалась. Эта корона вспоминается в княжеских завещаниях ещё со времен Ивана I Калиты. Шапку использовали с первого венчания на престол внука Ивана III Дмитрия в 15 веке. Ею же венчали на царство в 1546-м и Ивана Грозного. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.
Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Подробнее о венчании на царство
Во время венчания на царя были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.
Причём каждый монарх надевал эту реликвию лишь раз в ходе торжественной церемонии, а после празднества шапка пряталась в сокровищницу. Но во времена Смуты, после свержения царской Династии Шапка Мономаха была утеряна, а точнее спрятана недалеко от царской резиденции Святый Олександр на реке Мера. Несколько фактов об этом:
Согласно записям архиепископа Элассонского Арсения, присутствовавшего в Кремле на церемонии 31 июля 1605 года. свидетельствует, что вопреки обычаю Самозванец венчался двумя «венцами» и в двух соборах, причем сначала, как и его предшественники, в Успенском, но не «шапкой Мономаха», согласно традиции, а «короною своего отца Ивана Васильевича», присланной, как сообщает архиепископ Арсений, Ивану Грозному «от кесаря, великого царя Алемании», то есть императора Священной Римской империи. «Корона» же «благочестивейшего» князя Владимира Мономаха была возложена на нового монарха позднее, в Архангельском соборе, куда переместилась процессия.
Об использовании наряду с «шапкой Мономаха» некоей «короны» в придворных церемониях при Самозванце сообщают и другие современники. Если во время приема посольства Н. Олесницкого и А. Гонсевского в Грановитой палате в мае 1606 года Лжедмитрий «сидел на троне в высокой короне», то по завершении встречи, когда «царь» отправился в церковь, «принесли маленькую царскую корону». Под последней, несомненно, надо понимать «Мономахов венец», первая же должна была отличаться от нее размерами, на что и обратили внимание дипломаты. «Императорской короной» называет Г. Паерле «шапку» Самозванца, виденную им во время встречи Лжедмитрия в Кремле с будущим тестем, воеводой Юрием Мнишком.
Предпочтение и первенство, отданные «императорской короне», справедливо связываются с претензиями Лжедмитрия на императорский титул — в переписке с краковским двором уже осенью 1605 года новый московский правитель сообщает, что он венчан в сан императора. Что же касается самой «короны», то существует традиция, согласно которой у Грозного был «венец» «цысарской» работы, пропавший в Смутное время наряду с большинством сокровищ царской казны.
Я так же знаю, что несколько «корон» было спрятано в Городище, но и они были позднее проданы.
Одна из них, “corona moscoviae” сохранилась у польских королей. Инсигния обнаружилась в Речи Посполитой в эпоху Смутного времени в Русском царстве, ранее находилась в царской казне Кремля, затем была похищена в 1606 г. сторонниками Лжедмитрия I и, в конце концов, оказалась в распоряжении польского короля Сигизмунда III Ваза и его наследников. Судя по имеющимся историческим источникам, “московитская корона” была изготовлена в Англии для царя Ивана IѴ Грозного и они решили восстановить ее подобие.
Романовы и Шапка Мономаха
Захарьиным — Кошкиным, которых позднее назовут Романовы (Roma Nova) шапка Мономаха была очень нужна для легитимности восхождения на царский престол.
Все короны, хранящиеся в казне были расхищены во времена Смуты. На коронацию Миши Романова Новгородский Мастер делал Новую корону ныне известную, как Астраханская. И только позднее, в 1628 году греческим мастерам Константинополя, преемницей которого считала себя Москва, для царя Михаила Федоровича была заказана «корона золота… в прежних греческих царей образца», а в 1662 году, очевидно, в дополнение к этому заказу, там же изготовили «диадиму и державу цареградской работы… против обрасца благочестивого греческого царя Константина».
Когда в 1613 году на престол взошел Михаил Романов, были приглашены многие искусные кузнецы из разных городов, в том числе и Новгородский мастер Никита Давыдов. Именно этому кузнецу было поручено изготовить царский шлем, по роскоши не уступающий легендарной Шапке Мономаха. Сложно сказать, что руководило Никитой Давыдовым, когда для исполнения царского заказа он решил делать не новый шлем, а доработать уже имеющийся у государя шлем восточной работы из булатной стали. но угадать в Ерихонской шапке прежний шлем государя можно было лишь по выгравированной еще восточными мастерами надписи из Корана.
Арабская надпись на шлеме гласит:
![]() | Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы[3] (13-й аят 61-й суры Корана) | ![]() |
В итоге получилась самая настоящая корона-шлем. Всего на Ерихонской шапке 95 алмазов, 230 рубинов и 10 изумрудов. Первоначально, ее, как и шапку Мономаха, украшал золотой крест на макушке, однако до сегодняшнего дня он не сохранился. Михаил Федорович остался очень доволен работой и щедро одарил мастера подарками.
В середине ХIХ века появилась легенда, будто шапка Ерихонская появилась не в XVII веке, а гораздо раньше, и ее настоящим владельцем являлся Александр Невский. Легенда получила столь широкое распространение, что в 1856 году на Большом гербе Российской Империи появилась та самая Ерихонская шапка кузнеца Давыдова. но уже в качестве шлема Александра Невского.

Из Википедии:
«Большая ерихонка», шлем Александра Невского. Судя по документам, сделана в 1621 году мастером Никитой Давыдовым.
«Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В Росписи Походной казны 1654 года он назван „большой ерихонкой“, а в Переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму — 1175 рублей (это чуть меньше, чем общая цена пяти следующих за ним ерихонских шапок)»[1].
Помещена на герб Российской империи.
Новый факт, в подтверждение моих поисков
«Шапка ерихонская царя Михаила Фёдоровича, ранее Шлем святого великого князя Александра Невского — булатный шлем типа ерихонка, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Главный из парадных царских шлемов этого типа. Ранее ошибочно приписывался Александру Невскому, благодаря чему в числе других русских «шапок» попал на герб Российской империи.»Источник: https://ru.wikipedia.org/…/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%
Главная Иерихонка, она же шапка Мономаха, была спрятана после падения Царской династии Рюриковичей и сохранялась в руках одного Рода. Место ее сохранения рядом с р. Мера, где раньше был Святый Олександр, или Александровская Слобода , ныне Александровское. Её не передали Захарьиным-Кошкиным при их венчании на царство, как и другие REX-Галлии (царские регалии).
Шапка мономаха и предсказание шамана из Перу
Разместив в ФБ пост о шапке я получил сообщение от подписчика из Южной Америки о видении шамана, которое он зарисовал.

А теперь перейдем к мистическим совпадениям.
На картинке вы видите видения шамана из Перу, сделанные 1 год назад. Обратите внимание на головной убор (ШЛЕМ) преклоненного перед крестом, рядом с которым стоит Понтифик (три короны и медвежья шкура?)