ГИПЕРБОРЕЙСКАЯ ВОЛГА-РА
Во́лга (мар. Юл, чуваш. Атӑл, каз. Еділ, тат. Идел, ног. Эдил, калм. Иҗил-һол, эрз. Рав) — река в европейской части России. Одна из крупнейших рек на Земле и самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный (внутренний) водоём. Исток в
д. Волговерховье (Осташковский район Тверской области) (Википедия).
Интересно, что Птолемей располагал исток Волги в другом месте.
С давних времен, истоки рек считались «местами силы», и есть такое мнение, что эти места намеренно могут скрывать. На эту тему можно посмотреть ролик, который я прикреплю под статьей.
Рассмотрим карту Птолемея, вернее, ту ее часть «Географии» (изданной в Риме в 1490 г.), где на севере изображена цепь гор, названных Гиперборейскими (HYPERBOREI MONTES), и, приводя которую, Г. Бонгард-Левин и Э. Грантовский говорят об ошибке Птолемея, поместившего на севере горы, которых нет.
Для сравнения мы используем карту европейской части СССР и обнаружим, что на карте Птолемея есть такие вполне реальные географические объекты, как Балтийское, Черное, Азовское моря, а также Каспийское море с впадающей в него Волгой, названной древним авестийским именем RHA, отмечены все более или менее значительные возвышенности вплоть до Южного Урала, который отделен значительным расстоянием от намеченных Птолемеем на севере и протя нувшихся в широтном направлении Гиперборейских гор, дающих начало двум истокам священной реки древних иранцев — Рахи. Прав или не прав был Птолемей, есть ли на севере такие возвышенности с которых берут начало Волга* и Кама, карта СССР дает беспристрастный ответ: такие возвышенности есть! Это находящиеся на северо-востоке европейской части СССР объединяющиеся при посредстве Тиманского кряжа в единую систему с Северным Уралом и протянувшиеся с запада на восток на 1700 км Северные Увалы. Ю. Мещеряков указывает, что в отличие от большей части возвышенностей Русской равнины, имеющих меридиональное направление, «остается неясным происхождение инверсионной морфостругауры Северных Увалов. Эта возвышенность имеет не меридиональное, а субширотное направление». Северные Увалы — главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспий ского морей — находятся именно там, где на карте Птолемея помещены Гиперборейские (или Ри пейские) горы, с которых берет начало священная река «Авесты» — Рха.
Однако по той же авестийской традиции исток этой реки находится на горах Высокой Хары — Хары Березайти, на «золотой вершине Хукарйа». Здесь небезынтересно привести сообщение Ал-Идриси (XII в.) о горах Ку- кайа, которые он помещает на крайнем северо-востоке Ойкумены и «которые могут быть связаны с Рипейскими горами античных географов, и прежде всего Птолемея», а также горой Хукарйа «Авесты». Ал-Идриси, рассказывая о горах Кукайа, с которых берет начало река Русиййа, отмечает, что: «В упомянутую реку Русиййа впадает шесть больших рек, истоки которых находятся в горах Кукайа, а это большие горы, простирающиеся от Моря Мраков до края обитаемой Земли… Это очень большие горы, никто не в состоянии подняться на них из-за сильного холода и постоян ного обилия снега на их вершинах».
Если принять локализацию Рипейских (Гиперборейских) гор и гор Кукайа как Северных Увалов, то найти эти шесть рек несложно. В Волгу действительно впадают берущих начало именно на Увалах шесть рек — Кама, Вятка, Ветлуга, Унжа, Кострома и Шексна!
Таким образом, если считать истоком (!) Волги, как это было принято в античной традиции, Каму, то начинается собственно Волга — RHA — Птолемея и «Авесты» действительно с Северных Увалов (тем более что реальные истоки Волги расположены на Валдайской возвышенности, входящей в состав южной части описанной дуги возвышенностей). С них же берет начало и величайшая из рек русского Севера — могучая и полноводная Северная Двина, впадающая в Белое море и имеющая более тысячи притоков. Среди крупных притоков Северной Двины выделяется один —река Емца, не замерзающая зимой, так как в ее каньоне бьют «кииуны» (источники).
В гимне Ардвисуре Анахите — священной реке «Авесты» — есть следующие строки:
- Бескрайняя, славная именем, Длиной равная всем водам,
Здесь, по земле текущим,
Мощная, сходящая с вершины Хукарйа к морю Ворукаша.
4 Ардвисура Анахита,
У которой заливов тысяча,
У которой притоков тысяча… - И один приток этой воды моей Простирается на семь кишваров,
И приток этой воды моей Непрестанно струится зимой и летам.
Воспевая священную реку, текущую на север в море Воорукаша, автор гимна славит приносящих ей жертвы на «вершине Хары», «на вершине Хукарйа» прапредков арьев Йиму (Яму) и Парадата.
К этому можно добавить также, что, находясь на 60° северной широты, Северные Увалы действительно не только являются главным водоразделом Русской равнины и границей севера и юга, но здесь уже можно наблюдать год, разграниченный на шесть светлых и шесть темных месяцев, можно видеть высоко в зените Полярную звезду и Большую Медведицу, а спустившись ниже к морю — и полярное сияние. Обращаясь вновь к индоиранской эпической традиции, мы должны подчеркнуть еще одну важную деталь: все — и гимны «Авесты» и «Ригведы», и «Махабхарата», и античные авторы, и средневековые арабские путешественники — говорят о богатствах гор Хары и Меру, Рипейских (Гиперборейских), Кукайа. Так, Геродот пишет: «На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию его похищают у трифов одноглазые люди-аримаспы». Есть ли доля истины в рассказах о золотых руслах рек, о несметных сокровищах этих гор, если мы будем считать Северные Увалы реальным прообразом легендарных гор? Обратимся к справочной литературе. Так, в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона» сообщается, что берега и русла рек Меры, Волги (у Костромы), Унжи и их притоков изобилуют пиритом (золотой обманкой) настолько, что его хватает для про мышленных разработок, и крестьяне в конце ХГХ в. собирали вымываемые реками куски породы и отвозили их на местные заводы. Стекающая также с Северных Увалов на юг река Вурлам и ее притоки проносят свои воды в поймах, содержащих золотой песок.
Здесь уместно дать небольшую справку о наличии в районе Северных Увалов, Тиманского кряжа, а также других возвышенностей севера европейской части СССР полезных ископаемых, многие из которых, вероятно, были хорошо известны и использовались еще в глубокой древнос ти. Это слюда оконная, воск горный, смола, точильный камень, соль каменная, гранит, медистый известняк, малахит, железо, медь, олово, серебро, золото, драгоценные камни — алмазы, цирконы, ильмениты, шпинели, аметисты, марионы, гранаты, горный хрусталь, агаты, бериллы, халцедо ны, янтарь и т. д. Этот перечень можно было бы продолжить, но он и так представляется доста точно обширным, чтобы убедиться в следующем: реки, «текущие в золотых руслах», и горы, «богатые драгоценными камнями», — не миф, а реальность.
И еще одна немаловажная деталь — именно на водораздельном участке Северных Увалов и по сей день широко распространены очень интересные с точки зрения возможности сопоставления их с индоиранской лексикой топонимы: Харино, Харово, Харина гора, Харенское, Харинская, Хариновская; Мандара, Мандарово, Мандра (и гора Мандара «Махабхараты»); Ринино, Рипинка, Рипа (Рипейские горы) и т. д. Не менее интересны и названия (происхождение которых еще не объяснено) рек этого региона: Индола, Индоманка, Индосар, Синдош, Варна, Стрита, Свата, Сватка, Хварзенга, Харина, Пана, Кобра, Тора, Арза и др.
Итак, великая река нашей Родины — Волга — вплоть до II века н. э. носила имя, под которым ее знала священная книга зороастрийцев «Авеста» — Ранха, или Ра. Но Ранха «Авесты» — это Ганга «Ригведы» и «Махабхарата»!
Как повествует «Авеста», по берегам моря Воорукаша (Молочного моря «Махабхараты») н Ранхи (Волги) располагался ряд арийских стран —от Арьяна-Вэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в «Ригведе» и «Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной на Курукшетре. О них говорится: «Прославленная Курукшет- ра. Все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра — святой алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы — мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали».
Сам собой возникает вопрос: так что же это за реки-Ганга и Ямуна, между которыми лежала страна Брахмы? Мы уже выяснили, что Ранха-Ганга — это Волга. Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Гаити, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту, и сразу станет ясно, что древняя Ямуна — это наша Ока! Возможно ли это? Судя по всему — возможно. Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями Ямна, Ям, Има, Имьев. И более того, согласно арийским текстам вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы. Кроме того, Ямуна в среднем течении называлась Вака, и так же зовется в Рязанской области река Ока.
Упоминаются в «Ригведе» и «Махабхарате» и другие крупные реки. Так, недалеко от истока Ямуны (Оки) размешался исток текущей на восток и юг и впадающей в Червоное (Красное) море реки Синдху («синдху» на санскрите — поток, море). Но вспомним, что в ирландских и русских летописях Черное море называлось Черемным, то есть Красным. Так, кстати, до сих пор называ ется участок его акватории на севере. На берегу этого моря жил народ синды и раполагался город Синд (современная Анапа). Можно предположить, что Синдху древнеарийских текстов—это Дон, чьи истоки находятся недалеко от истока Оки, тем более что в позднеантичных и римских текстах Дон иногда называют Синдом.
В Волго-Окском междуречье есть множество рек, над именами которых тысячелетия оказа лись не властны. Для доказательства этого не требуется особых усилий: достаточно сравнить на звания рек Поочья с названиями «священных криниц» «Махабхараты», точнее, той ее части, кото рая известна как «Хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Гаити и Ямуны ( по состоянию ка 3150 г. до н. э.):
Криница: Агастья Акша Апага Арчика Асита Ахалья Вадава Вамана Ванша Вараха Варадана Кавери Кедара Кубджа Кумара Кушика Мануша Париплава
Плакша оз. Рама Сига
Сома Сутиртха Тушни Урваши Ушанас Шанкхини Шона Шива Якшини
Река в Поочье Агашка
Акша
Апака Арчнков
Асата Ахаленка
Вад
Вамна
Ванша
Варах Варадуна Каверка Кидра Кубджа Кумаревка Кушка Манушинской Плава
Плакса
оз. Рама Сить
Семь Сутерки Тушина Урвановский Ушанец Шанкини Щана Шивская Якшина
Удивительно и то, что мы имеем дело не только с почте буквальным совпадением названий священных криниц «Махабхараты» и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимно го расположения. Так, в санскрите и в русском языке слова с начальной «Ф» чрезвычайно редки: из списка рек «Махабхараты» только одна имеет «Ф» в начале названия — Фалъгуна, впадающая в Сарасвати. Но согласно древнеарийским текстам Сарасвати — единственная большая река, теку щая к северу от Ямуны и к югу от Гаити и впадающая в Ямуну у ее устья. Ей соответствует только находящаяся к северу от Оки и к югу от Волги река Клязьма. И что же? Среди сотен ее притоков только один носит название, начинающееся на «Ф», — Фалюгин! Несмотря на 5 тысяч лет, это необычное название практически не изменилось.
Другой пример. Согласно «Махабхарате», к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правенн (то есть Пра-река) с озером Годавари (гае «вара»—«круг» на санскрите). А что же сегодня? По-прежнему к югу от владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь.
Или еще пример. «Махабхарата» рассказывает, как мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает; что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой, и течет она с юга в Ямуну (Оку).
И что же? До сих пор течет с юга в Оку река Пара, и так же, как и много тысяч лет назад, называют ее местные жители.
В описании криниц пятитысячелетней давности говорится, например, о реке Пандье, теку щей недалеко от Варуны — притока Синдху (Дона). Но река Панда и сегодня впадает в крупней ший приток Дона — реку Ворону. Описывая путь паломников, «Махабхарата» сообщает: «Вон Джала и Упаджала, в Ямуну впадающие реки». Есть ли ныне где нибудь текущие рядом реки Джала («джала» — река на санскрите) и Упаджала? Есть. Это река Жала (Таруса) и река Упа, впадающие рядом в Оку. Именно в «Махабхарате» впервые упомянута текущая на запад от верхо вьев Ганга (Волги) река Садаиапру (Великий Данапр) — Днепр.
Но если сохранились названия рек, если сохранился язык населения, то, наверное, должны сохраниться и сами народы? И действительно, они есть. Так, в «Махабхарате» говорится, что к северу от страны Пандьи, лежащей на берегах Варуны, находится страна Мартьев. Но именно к северу от Панды и Вороны по берегам Мокши и Суры лежит земля Мордвы (Мортвы средневе ковья) — народа, говорящего на финно-угорском языке с огромным количеством русских, иран ских и санскритских слов.
Страна между Ямуной, Синдхом, Упаджалой и Парой называлась А-Ваятнт. Именно так — Вантит (А-Вантит) называли землю Вятичей между Окой, Доном, Упой и Парой арабские путе шественники и византийские хроники.
«Махабхарата» и «Ригведа» упоминают народ Куру и Курукшетру. Курукшетра — дослов но «Курское поле», и именно в центре его стоит город Курск, куда «Слово о полку Игореве» помешает курян — знатных воинов.
Союзником кауравов в великой войне с пандавамя был народ саувиров, живших в стране Синд ху. Но именно так — саувирами — называли вплоть до XV века русских северян, откуда родом был герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь Святославович. Упоминается этот народ — саувиры — иПтолемеемвоПв.н э.
Ригведа сообщает о воинственном народе Криви. Но латыши и литовцы так и называют всех русских: «криви» — по имени соседнего с ними русского этноса кривичей, чьими городами были и Смоленск, и Полоцк, и Псков, и нынешние Тарту и Рига.
На слиянии рек Упы и Плавы стоит город Крапивна. Но в одной из книг «Махабхараты» рассказывается о городе Упаплаве — столице народа матсьев, проживавшего в царстве Вираты. А слово «вирата» на санскрите и значит «лубяное растение, крапива».
Самым великим из семи священных городов древних арьев был город Варанаси — центр уче ности и столица царства Каши, то есть «сияющего». Эпос утверждает, что Варанаси основан глубочайшей древности — при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии«Махабхараты»Варанаси как столица существовал уже за 12тысяч300лет до наших дней. Название его производят или от слова «варана», что значит «лесной слон» (ма монт), или от наименования рек Вараны и Аси, на которых и стоял этот город, или, возможно, оно происходит и от сочетания «вара-нас», что означает «круг (крепость) наш».
Но есть ли сегодня город с таким названием на реке Варане? Если посмотреть на берега реки Вороны, то мы там такого города не увидим. Однако вспомним, что вплоть до XV1I1 века нынеш няя река Воронеж называлась Великой Вороной, была судоходной и даже полноводнее Верхнего Дона. На этой реке сегодня стоит крупнейший город юга России — Воронеж. О том, когда он был основан, у нас пет никаких точных данных.. Воронеж упоминается и под 1177 годом, и в 1237 году. Считается, что крепость Воронежа была восстановлена в 1586 году. В XVII-XVI1I веках город был деревянным, однако еще в 1702 году в его черте имелись руины каких-то каменных строений, называвшиеся местными жителями «казарскими». Сейчас на территории Воронежа насчитывает ся по меньшей мере четыре древнерусских городища. Есть и памятники предшествующих эпох. Но мог ли Воронеж быть древним Варанаси?
На этот вопрос следует ответить положительно. Во-первых, само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Варанаш), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), тем более что в XVI веке крепость называли Воронец, а в XVII в. — Воронаж.
Во-вторых, древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси на ряд географических объек тов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны), возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Недалеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья («дурья» — гора) и горы Дева-сабха («сабха» -сопка). Но и сейчас в Воронежской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа у рек Сосны и Дона зовутся Девогорье.
В одной из книг «Махабхарагы» говорится о Варанаси как о городе в области Видеха. Но эпическая страна Видеха со столицей Митхилой располагалась в краю семи устьев Ганга (Волги) и тысячи лотосовых озер и, как считали санскритские комментаторы, никакого отношения к цар ству Каши не имела. (Кстати, и сейчас в дельте Волги растет множество лотосов, а 5-6 тысяч лет назад уровень Каспийского моря был ниже современного на 20 метров, и дельта Волги смыкалась с дельтами Терека и Урала в один огромный озерный край.)
На реке Воронеж находится и другой крупный город юга России — Липецк. Этого названия нет в «Махабхарате». Зато есть город Матхура (Матура), также один из семи священных городов древних арьев. Он располагался на Курукшетре (Курском ноле) к востоку от Ямуны (Оки). Но и сейчас в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра. Эпос говорит о том, что для захвата города Матуры Кришне необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрест ностях. Но и сегодня, как и много тысяч лет тому назад, пять холмов к северу от Липецка продол жают господствовать над долиной.
Источник: Жарникова С. В.
Архаические корни традиционной культуры русского Севера: Сборник научных статей.-
Вологаа: «МДК», 2003.
Таинство зарождения рек:
https://youtu.be/zOd2y5NXdQ8